Репортер (bio_photos) wrote,
Репортер
bio_photos

БА-64: большой путь маленькой машины

Начало Великой Отечественной войны застало сотрудников Горьковского автозавода за освоением производства ГАЗ-64 - легкового армейского автомобиля повышенной проходимости, разработанного под руководством ведущего конструктора В.А.Грачева в начале 1941 года. Учитывая накопленный в 30-х годах опыт создания шасси для бронемашин, горьковчане решили изготовить для действующей армии легкий пулеметный бронеавтомобиль на базе ГАЗ-64. Определенное влияние на конструкцию новой машины оказало знакомство заводчан с немецким трофейным бронеавтомобилем Sd Kfz 221, который 7 сентября 1941 был доставлен на ГАЗ для детального изучения. Проектируемые БА-64 намечалось применять для разведки, для управления войсками во время боя, в борьбе с авиадесантом, для сопровождении автоколонн, а также для противовоздушной обороны танков на марше. Работа над "изделием" шла быстро: уже в конце ноября закончили сварку бронекорпуса, а 9 января 1942 года бронеавтомобиль опробовали на ходу. На следующий день машину показали маршалу Ворошилову.
Уже летом того же года серийные броневики приняли участие в боевых действиях на Брянском, Воронежском фронтах и позднее - под Сталинградом. БА-64 был первым отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, благодаря чему он успешно преодолевал на твердом грунте крутые подъемы, броды глубиной до 0,9 м и скользкие косогоры. Машина не только хорошо ходила по пашне и песку, но и уверенно трогалась с таких грунтов после остановки. Впервые в истории отечественной военной техники водитель бронеавтомобиля располагал сменным смотровым блоком пуленепробиваемых стекол "триплекс". Машина была вооружена пулеметом Дегтярева ДТ.
Необходимость расширения колеи БА-64 стала очевидна конструкторам ещё во время испытаний его прототипа весной 1942 года, но для скорейшего начала выпуска бронеавтомобиля было решено отложить введение более широкой колеи, так как это требовало перестройки налаженного производства агрегатов шасси, в то время как ГАЗ был и так загружен освоением выпуска новых образцов бронетехники, таких, как танк Т-70. Тем не менее, с 31 августа 1942 года по инициативе конструкторского бюро всё же были начаты работы по созданию модификации БА-64 с расширенной колеёй, а 26 сентября были переданы ГАБТУ на утверждение план коренной модернизации бронеавтомобиля и программа его испытаний. Первый прототип модернизированного БА-64 был изготовлен в октябре 1942 года и в конце того же месяца поступил на испытания. Серийный выпуск БА-64Б продолжался до 1946 года включительно (тогда построили последние 62 машины). БА-64Б использовались чехословацкими и польскими соединениями, сформированными на территории Советского Союза. После окончания Второй мировой войны часть БА-64Б была передана ГДР, где они успешно выполняли функции полицейских бронемашин. БА-64Б также поставлялись в Северную Корею, Китай и Югославию. См. Wikipedia
Tags: история, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments