Мемориальная квартира Андрея Белого
Арбат, 55.
м.Смоленская, рядом с метро
т. 241-92-95, 241-77-02
Арбат, 55.
м.Смоленская, рядом с метро
т. 241-92-95, 241-77-02
Перед посещением этого музея неплохо открыть "Философский словарь" и уточнить, что такое "антропософия", "каббала", "гностицизм" и "веданты". В мире этих понятий жил и творил Андрей Белый (1880-1934), самый известный из младосимволистов туманного серебряного века. Тому же, кто одолеет до конца его главный роман "Петербург" и трехтомник "Москва", раскроются многоплановые измерения экспозиции.
Необычная квартира А.Белого появилась в 1989 г. как филиал музея А.С.Пушкина из-за своей непосредственной близости к пушкинскому особняку на Арбате. С другой стороны, прежде здесь располагались офисы МИДа, что тоже символично - поэт много жил за границей и строил в Швейцарии антропософский храм Гетеанум под руководством Рудольфа Штайнера. Символично и то, что МИД подарил музею редкий документ из своих архивов - "Разрешение на въезд в Россию из Швейцарии Борису Николаевичу Бугаеву" от 5 августа 1916 г. Таковы были настоящие имя-отчество Белого и особенно фамилия, совершенно неподходящая для символиста, который, по замечанию его биографа, "всю жизнь исследовал бескрайние просторы собственного Я". Литературный псевдоним поэту придумали соседи по подъезду - Соловьевы, представители известной семьи историков-философов.
На Арбате, в доме купца Рахманова, в квартире профессора математики Московского университета Бугаева А.Белый родился и прожил 26 лет. В 1906 г. он переехал отсюда в дом Новикова в Никольском переулке, 21 (ныне Плотников переулок). Обстановка пяти небольших комнат - детская, спальня, кабинет, столовая, гостиная - была воссоздана по автобиографической прозе. Она достоверно воспроизводит профессорский быт начала века, вплоть до заполняющих интерьер мелочей (свыше 4 тысяч предметов). Часть экспонатов посвящена духовным исканиям Белого и его друзей - участников теософских и антропософских обществ, которые были закрыты ОГПУ в конце 1920-х гг.
В начале ХХ в. Белый создал свои первые известные музыкально-поэтические "Симфонии" (1900-1904) в духе немецкого Средневековья и выпустил сборник "Золото в лазури" (1904). В те же годы он заканчивает физмат Московского университета и поступает на историко-филологический факультет, изучает психологию, "Монадологию" Лейбница, "Капитал" Карла Маркса, неокантианство, пишет собственную концепцию символизма, создает кружок "аргонавтов", переживает несколько мистических увлечений и многое другое. Частично эти события можно проследить по "Линии жизни", представленной в увеличенном виде на одной из стен. Диаграмма со стрелками напоминает карту военных действий - всю жизнь поэта пронизывают "влияния" и столкновения. Вот "позиции" Брюсова, который раскритиковал своего младшего собрата-символиста. Затяжной конфликт едва не завершился настоящей дуэлью (1905). Вот поездка в Дивеев монастырь к Серафиму Саровскому (1904). Участие в тайной религиозной общине Мережковских и статья "Апокалипсис в русской поэзии" (1905). Запутанные отношения с Блоком и его женой Любовью, в девичестве Менделеевой, и еще одна несостоявшаяся дуэль (1903-1906). Инцидент с П.Б.Струве, который отказался печатать в "Русской мысли" роман "Петербург" (1914) и так далее.
Другие витрины рассказывают о жизни Белого в Берлине, строительстве "гетеанума" в Дорнахе, встречах в Коктебеле с Волошиным, исследованиях творчества Пушкина и Гоголя. Последнюю комнату заполняют экспонаты со страниц автобиографических произведений "Котик Летаев", "Крещеный китаец" и "Москва". В летнее время открыт балкон, откуда Белый и Сергей Соловьев любовались закатом.