Репортер (bio_photos) wrote,
Репортер
bio_photos

  • Music:

Музей А.Белого

Мемориальная квартира Андрея Белого

Арбат, 55.

м.Смоленская, рядом с метро

т. 241-92-95, 241-77-02


Перед посещением этого музея неплохо открыть "Философский словарь" и уточнить, что такое "антропософия", "каббала", "гностицизм" и "веданты". В мире этих понятий жил и творил Андрей Белый (1880-1934), самый известный из младосимволистов туманного серебряного века. Тому же, кто одолеет до конца его главный роман "Петербург" и трехтомник "Москва", раскроются многоплановые измерения экспозиции.
Необычная квартира А.Белого появилась в 1989 г. как филиал музея А.С.Пушкина из-за своей непосредственной близости к пушкинскому особняку на Арбате. С другой стороны, прежде здесь располагались офисы МИДа, что тоже символично - поэт много жил за границей и строил в Швейцарии антропософский храм Гетеанум под руководством Рудольфа Штайнера. Символично и то, что МИД подарил музею редкий документ из своих архивов - "Разрешение на въезд в Россию из Швейцарии Борису Николаевичу Бугаеву" от 5 августа 1916 г. Таковы были настоящие имя-отчество Белого и особенно фамилия, совершенно неподходящая для символиста, который, по замечанию его биографа, "всю жизнь исследовал бескрайние просторы собственного Я". Литературный псевдоним поэту придумали соседи по подъезду - Соловьевы, представители известной семьи историков-философов.
На Арбате, в доме купца Рахманова, в квартире профессора математики Московского университета Бугаева А.Белый родился и прожил 26 лет. В 1906 г. он переехал отсюда в дом Новикова в Никольском переулке, 21 (ныне Плотников переулок). Обстановка пяти небольших комнат - детская, спальня, кабинет, столовая, гостиная - была воссоздана по автобиографической прозе. Она достоверно воспроизводит профессорский быт начала века, вплоть до заполняющих интерьер мелочей (свыше 4 тысяч предметов). Часть экспонатов посвящена духовным исканиям Белого и его друзей - участников теософских и антропософских обществ, которые были закрыты ОГПУ в конце 1920-х гг.
В начале ХХ в. Белый создал свои первые известные музыкально-поэтические "Симфонии" (1900-1904) в духе немецкого Средневековья и выпустил сборник "Золото в лазури" (1904). В те же годы он заканчивает физмат Московского университета и поступает на историко-филологический факультет, изучает психологию, "Монадологию" Лейбница, "Капитал" Карла Маркса, неокантианство, пишет собственную концепцию символизма, создает кружок "аргонавтов", переживает несколько мистических увлечений и многое другое. Частично эти события можно проследить по "Линии жизни", представленной в увеличенном виде на одной из стен. Диаграмма со стрелками напоминает карту военных действий - всю жизнь поэта пронизывают "влияния" и столкновения. Вот "позиции" Брюсова, который раскритиковал своего младшего собрата-символиста. Затяжной конфликт едва не завершился настоящей дуэлью (1905). Вот поездка в Дивеев монастырь к Серафиму Саровскому (1904). Участие в тайной религиозной общине Мережковских и статья "Апокалипсис в русской поэзии" (1905). Запутанные отношения с Блоком и его женой Любовью, в девичестве Менделеевой, и еще одна несостоявшаяся дуэль (1903-1906). Инцидент с П.Б.Струве, который отказался печатать в "Русской мысли" роман "Петербург" (1914) и так далее.
Другие витрины рассказывают о жизни Белого в Берлине, строительстве "гетеанума" в Дорнахе, встречах в Коктебеле с Волошиным, исследованиях творчества Пушкина и Гоголя. Последнюю комнату заполняют экспонаты со страниц автобиографических произведений "Котик Летаев", "Крещеный китаец" и "Москва". В летнее время открыт балкон, откуда Белый и Сергей Соловьев любовались закатом.
Tags: музеи, поэзия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments